В украинской мифологии существует немало отрицательных персонажей. Это и черт, и ведьма и домовой и многие другие. Мы расскажем вам немного больше о наиболее часто упоминаемых персонажах украинской мифологии.

Об этом сообщает портал "Локальная история"

1. Черт

Черт, иллюстрация: Олег Коваленко
Черт, иллюстрация: Олег Коваленко

Самый популярный персонаж украинской демонологии. Он является обобщенным понятием "нечистой силы". Черт может замещать почти каждое демоническое существо, которое вредит человеку. Непосредственно соотносимые с ним понятия страха, блуда, вихря.

Любимые места черта — перекрестки, кладбища, заброшенные церкви или дома-пустоши, свалки, кусты бузины, чертополох. Чаще всего он показывает себя в полночь, до петухов. Обычно черта представляют похожим на человека, однако обросшего черной шерстью, с рыльцем, хвостом, рогами, вывернутыми коленями, копытами или "куриными" или "бугскими" лапами, когтями. Глаза и язык черта "адского" цвета. Хвост черт нередко прячет под фалдами, а рожки — под цилиндром, набирая подобия "господина".

Хотя на территории Украины также бытуют представления о черте как злом демоне, который стремится свести человека из мира и забрать ее душу, в большинстве рассказов он выступает как демон-неудачник.

Популярные статьи сейчас
Реформы и прозрачность: эксперт рассказал, что требуют США от Украины за свою помощь Осталась неделя: украинцы рискуют пропустить важную процедуру Пенсионерам дадут скидку на продукты 20%: что нужно взять в магазин Что на самом деле делают контролеры с вашими счетчиками: чего бояться, а чего не стоит
Показать еще

2. Ведьма

Ведьма, иллюстрация: Олег Коваленко
Ведьма, иллюстрация: Олег Коваленко

Согласно представлениям украинцев, это женщина, которая благодаря своим чрезвычайным способностям вредит людям. Ведьм, в отличие от других "непростых", которые могут делать и зло и добро, уже по крайней мере в XIX веке воспринимали в сугубо негативном ключе.

Есть ведьмы "родимые" и "ученые". Родимые рождаются от матерей-ведьм, появляются от сношений женщин с чертями. "Ученые" ведьмы "продавали душу нечистому", изучались ведьмовства с так называемой "Черной магии" или переняли знания от старой ведьмы еще при жизни или уже при ее агонии. Ученую ведьму, как правило, считали "свирепее", ибо та приобретала злодейские знания сознательно. В то же время "родимая" якобы "сильнее".

К тому же верят в способность ведьм к оборотничеству. Чаще всего им свойственны подобия лягушки, кота, собаки, свиньи, змеи, сороки, колеса от воза, копны сена, клубка ниток. Повсеместно в Украине считают, что ведьмы тяжело умирают, ведь их "нечистый душит". Чтобы облегчить смерть, чаще всего в потолке у камина над ведьмой срывали потолочины, якобы для того, чтобы сквозь это отверстие прошел злой дух. Верят также, что ведьма не может умереть до тех пор, пока не передаст своей "силы".

3. Вурдалак

Вурдалак, иллюстрация: Олег Коваленко
Вурдалак, иллюстрация: Олег Коваленко

Верования у вурдалаков очень древние. Уже в V веке до нашей эры Геродот, характеризуя невров (один из праславянских этносов), писал, что каждый из них раз в год становится волком на несколько дней, а потом снова приобретает свое подобие. Волшебники умышленно превращаются в волков, по большей части чтобы совершать зло. Время от времени волками якобы становятся люди, зачатые под Пасху или рожденные от связи женщины с волком.

От волка оборотня отличает то, что задние лапы у него выгибаются вперед, а не по-звериному. Кое-где считают, что он имеет человеческую тень.

Тот, кто превращается в оборотня, должен раздеться догола или заменить свою одежду или изношенным тряпьем в знак своей причастности к "иному" миру. Обратное превращение происходит перекинув через него вилы или ударив его вилами в глаза, вонзив нож в хлебное тесто, назвав по имени или накормив хлебом.

4. Домовой

Домовой, иллюстрация: Олег Коваленко
Домовой, иллюстрация: Олег Коваленко

Первое упоминание о домашних духах у восточных славян датировано концом XIV века. Зато слово домовой едва ли не впервые упомянуто в грамматике начала XIX века, хотя, бесспорно, к тому времени оно уже было хорошо известным. Происхождение домового обычно связывают с душами умерших предков. В доме он появляется после основания устоев или возведения дымохода, после завершения строительства или после того, как в жилье кто-то умрет.

Самым характерным для домового временем проявления является вечер и ночь. По представлениям, увидеть его можно на чердаке избы в Чистый четверг при свете Страстной свечи. Если домовой "голый" — это на бедность, если "лохматый" — на богатство.

В большинстве случаев присутствие домового в доме осмысливается как положительное. Он во всем помогает хозяину, у которого "все хорошо", охраняет хозяйство. Однако порой может проявлять себя враждебно. Будет ли домовой вредить, зависит от его предпочтений, хоть на это влияло и поведение хозяев.

5. Потерча

Потерча, иллюстрация: Олег Коваленко
Потерча, иллюстрация: Олег Коваленко

Так называют детей, которых казнили матери, мертворожденных или умерших сразу после рождения. Хилый младенец нередко окрещивала непосредственно баба-повитуха или и мать. Если не было освященной воды для крещения, посыпали хоть песком или землей, а уже оно имело имя. Если ребенок выживал, повторяли обряд крещения в церкви согласно канонам. Если же ребенка похоронили неокрещенным, то его душа не имеет покоя, а затем "просилась", чтобы ему дали имя.

В таком случае нужно было помолиться за эту душу и "окрестить", дать несчастной имя. Потерчат окрещивали, бросив крестика из каких-нибудь травинок.

Напомним, что в сквере имени Кузьмы Скрябина, что вблизи областной филармонии в Хмельницком, появилась оригинальная локация-мурал в память об известном певце.

Как сообщал портал Знай.uа , львовянам показали, как одевались женщины в 50-ых годах XX века. На фото видно, как женщина одета в элегантное пальто со стильным воротником.

Также Знай.uа писал, львовян впустили на Галицкую свадьбу 50 лет назад: "времена тяжелые, зато чувства настоящие"