С давних времен человечество любило наделить кого-то потусторонними силами и сверхвозможностями без четкой на то причины, так объяснялось много неясностей, а иногда можно было и вовсе отравить кому-то жизнь.

однако клевета достигла своего пика в Западной Европе конца XV - середины XVII веков. Именно в этот период уничтожения и преследования людей, подозреваемых в колдовстве достиг своего эпогея. Их обвиняли в расшатывании церковного уклада, жестоких пытках и публичных казнях. Уголовное преследование ведьм и колдунов привело к тому, что современные исследователи насчитывают общее число казненных за ведовство 40-50 тыс. человек в 300-летний период активной охоты на ведьм.

Но были ли ведьмы в Украине?

Мы не можем знать наверняка, но немало женщин страдало от злых языков. Однако история украинских колдуний показалась менее кровавой. Наших ведьм обвиняли в порче имущества или нанесении вреда скоту, якобы с помощью сверхъестественных возможностей. Поэтому украинские женщины ограничивались судебной волокитой и штрафом. А финал этих историй завершался легендами и демонологическими рассказами со стороны.

Так какие они, настоящие украинские ведьмы?

Популярные статьи сейчас
Изменение цены на электроэнергию: в НКРЭКУ сделали заявление для потребителей Жертвовать желудком ради коммуналки больше не придется: пенсионерам назначат доплаты Украинцам готовят тарифный удар после отопительного сезона Готовьте документы: "Укрпочта" начинает выплаты до 3 тысяч гривен
Показать еще

С целью развеять устоявшиеся стереотипы, Екатерина Дыса — доцентка кафедры истории Киево-Могилянской академии и автор книги «История с ведьмами» — исследовала 198 судебных дел против ведьм на украинской земли в составе Речи Посполитой в период XVII - XVIII веков. Из ее исследований выходит следующее:

  1. До сих пор никто не знает, когда и как появились ведьмы. Аграрное общество залог веры в колдовство, поэтому явление ведьмовства существовало всегда.
  2. Явления " охоты на ведьм» не существовало, а тем более в Украине. Подобных охоте случаев мало и в основном это происходило на некоторых немецких, швейцарских и французских землях. Даже в Южной Европе, где действовала инквизиция, охоты не существовало. В Украине ведьм судили.

  3. Что касается религии, то Украинская православная церковь равнодушно относилась к ведьмам. Обусловлено это тем, что православная церковь не имела в своей истории раздела с демонологическими текстами, где бы рассматривались дьявол, демоны и другие сторонники ведьм. Не получила широкой огласки и европейская колдовская мифология, а потому поводов для страха перед ведьмами у людей не было.

  4. Богдан Хмельницкий был сторонником ведьм? Вряд ли, ведь все это выдумки польских оппонентов, которые наполнили выдумками хроники Гражданской войны. Так воины оправдывали свои неудачи, мол, люди могут преуспеть лишь благодаря сверхъестественным силам.

  5. Ведьмовские шабаши. В большинстве судебных дел против ведьм было відстунє расследования. Все были заинтересованы в примирении, или же выплате штрафа. Однако некоторые судебные дела имели развитие, а обвиняемые давали уникальные показания.
    Одну из женщин обвиняли в содействии детоубийству: обвиняемая стремилась избавиться от ребенка, выпив собственное зелье. На допросе женщина рассказала, как научилась колдовству у других ведьм и как они летали с Волыни на сборища к Гетманщины. Однако горе ведьме не удалось долететь до места назначения, ведь она попала в «аварию» где-то под Бердичевом, а домой добралась пешком.

  1. Внучка князя Острожского имело ведьму. Люди были уверены, что Алоиза обратилась в католицизм и из-за этого в ее имении происходило что-то нечистое. Монахини в ее присутствии теряли рассудок, а кому-то она подшивала лягушачьи лапки. Однако это были лишь обвинения к враждебным людям, которые высказывали различные угрозы к другим.

  2. Рыжеволосая женщина с зелеными глазами — ведьма. Беспочвенный стереотип — в судебных документах не обнаружено ни слова о внешности ведьм. Только в XIX веке этнографы узнали от крестьян, что ведьмы есть ученые и родимые и распознать их можно по определенным признакам. Признаки родимой ведьмы-это хвостик и полоска волос на спине-этого также не было в судебных материалах. Хотя таким образом бы легко выявляли ведьм путем осмотра подозреваемых женщин. Итак все присущие признаки теряют свою силу.

  3. Ведьмины инструменты - » магические " предметы. Ведьмовство-преимущественно это чары силой слова. Однако обвиняли женщин не в проклятиях, а в выливании подозрительной жидкости и использовании зелья или порошков.
    Гадалки и знахари имели несколько иное амплуа — они не скрывали свою деятельность так пользовались чем-то дополнительным, поэтому их не трогали.
    В судебных делах была история необычного лечения. Мужчина делал в дверях отверстие, просовывал туда человеческий волос, срезал его и окуривал. Позже он заколачивал это отверстие колышком и таким образом лечился.

  1. «Закрутки» в поле — быть беде в семье. В Гетманщине была вера, что закрученная прядь пшеницы или ржи, то есть «закрутка», это проклятый урожай. И если прядь не раскрутить определенным образом, то вся семья погибнет. В случае трагедии начинали искать виновных. Также искали ведьм, которые умели раскручивать «закрутки». Ведь необученный человек тоже имел бы проблемы после неудачной раскрутки.

  2. Нюх на ведьм. Говорят, седьмой родившийся щенок от седьмой рожденной собаки мог распознать ведьму, а колдунья в свою очередь пыталась убить таких щенят. Однако это лишь упоминания в этнографических разведках-подтверждений этому в судебных материалах нет.

Однако самый действенный вариант найти ведьму — распустить слухи. А обвиняемая женщина должна сама доказывать всем обратное.