В самом центре Тернополя есть две сторожевые башни, а вокруг них - облущенная 4-метровая стена, обрамленная проволокой. В 1945 году здесь сделали тюрьму КГБ.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяПодробнее об этом месте рассказал бывший пленный 90-летний Игорь Олещук в интервью "Локальной истории".
По его словам здесь соорудили специальную лестничкую клетку по которой из подвалов водили на допросы на все четыре этажа. В подвалах было 28 камер.
Была осень 1948-го, когда его привезли сюда, в тюрьму Управления НКГБ Тернопольской области. Забрали со школьной скамьи. Олещук тогда учился в 10-м классе Збаражской гимназии. Юноша был информатором Организации Украинских Националистов.
Игорь Олещук вынимает из кармана связку ключей. Отпирает дверь в тюрьму КГБ. Теперь он - ее хозяин. Сейчас тюрьма стала музеем. А Олещук — его научный сотрудник, рассказывающий о зверствах советской власти. . Несколько раз в неделю 90-летний мужчина проводит экскурсии и рассказывает посетителям свою историю жизни.
"Тут стоял энкаведист. Он раздел меня догола, приставил к двери карцер и начал точить нож. Я испугался до смерти. Потом накинул на меня куфайку. В то время кого-то вели на допрос, и чтобы мы не встретились даже взглядами, меня лицом припечатали к двери. Затем энкаведист обрезал все пуговицы и шнуровки. Мама передала мне покрывало, теплые носки, сухари и смалец. То он разложил то покрывало, высыпал смалец со шкварками, сухари, сложил четырьмя углами вместе и спровадил меня в третью камеру", - вспоминает Олещук.
В третьей камере все сохранилось таким, как тогда. Два зарешеченных окошка. Холодный каменный пол. Разве что на стенах — материалы об ОУН—УПА. Несмотря на то, что на улице тепло, внутри — собачий холод.
"Мы почти голые ходили. Окна дымились и вода капала с потолка. Людей много. Параша стояла в углу, ее раз в сутки выносили. Я остановился в пороге, не знал, куда дальше. Меня тихонько спросили, откуда я. В камере нашлось двое из Черниховець, из села мои мамы. Они знали мою семью и взяли меня подле себя. А порядок был такой, что новоприбывший должен был садиться возле параши. Мне дали льготы, потому что я был очень молоденький", - рассказывает мужчина.
За дверью, которая просто опирается на стену-десятки фотографий молодых женщин и мужчин.
"Это все те люди, которые здесь сидели. Всего через эту тюрьму прошло 50-60 тысяч заключенных. Вот и моя фотография, - указывает пальцем. - Из всех только я один сейчас еще жив".
Когда Игорю исполнилось 15 лет его посвятили в юношескую ОУН и поручиил задание описывать события происходившие в деревне: кого арестовали, к кому приходило НКВД, кого мы подозреваем. И так же описывал, что происходило в гимназии.
Как-то на уроке истории, когда изучали Полтавскую битву, Учитель назвал Мазепу предателем. Олещук не удержался, начал доказывать, почему это не так, а после это написал в своем отчете. Этот отчет позже нашли в изданной тайнике.
"Большевики ее накрыли, когда там было трое наших парней и одна девушка. Все они застрелились. А с отчетом пошли в гимназию, взяли мои тетради и сверили почерки. Так на меня вышли", - рассказывает 90-летний мужчина.
18 октября 1948 года Игорь был в гимназии. В класс зашла директорша и попросила пройти в кабинет. Там гимназиста ждал мужчина в форме. "Пошли со мной". Пешком направились к зданию Збаражского КГБ. В кабинет начальника Вьюникова.
Юного Игоря Олещука приговорили к 25 годам трудовых лагерей, которые находились за 3 тысячи километров от родных земель.
Всех узников после прибытия делили на три категории: ТФТ ("тяжелый физический труд"), СФТ ("средний..."), ЛФТ ("легкий..."). Олещук попал во вторую категорию. Работал на шахте.
10 часов тяжелой работы. Всего 6 часов на сон. Плохое питание. Человек за месяц-два терял здоровье.
19 июля 1953 года в лагере началось восстание. Заключенные требовали пересмотра дел, сокращения рабочего дня, лучшего питания, снятия с одежды номеров.
Уже 1 августа восстание подавили. По официальным данным, в тот день расстреляли 50 человек. Согласно подсчетам Олещука, тогда погибло 120 заключенных. Большинство - украинцы.
Впрочем послабления таки состоялись. Дела невольников начали пересматривать. Взвесили на то, что Игоря Олещука арестовали несовершеннолетним и срок сократили до 8 лет и 4 месяцев.
"Всего я отсидел 7 лет и 2 месяца. Освободился досрочно. На последней работе, на шахте, бригадир мне дописывал больше, чем я делал. А за перевыполнение нормы давали зачеты. И за них сократили срок", - говорит мужчина.
После Олещук вернулся в родной Тернополь, окончил школу и университет. После женился, построил дом и воспитал 3 сыновей и дождался 8 внуков.
Напомним, ранее Во Львове под советским монументом обнаружили капсулу времени - что ее авторы хотели сообщить потомкам
Как сообщает портал «Знай.ua» Преданная любовь, привидения и главная роль в кино: невероятная история Свиржского замка под Львовом
Также «Знай.ua» писал, что Млечный путь - не просто название: кем были первые украинские "заробитчане" и зачем им столько соли