Традиционная мода может держаться веками, а исчезнуть за десятилетия. Некоторые предметы одежды, которые были привычными для наших предков, вызывают удивление сегодня. Так случилось с гунями-коцованями, о которых рассказали в «Локальной истории».
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяСейчас встретить этот предмет одежды можно только на фестивалях гуцульской культуры. Их еще
Изготавливают, однако только в нескольких отдаленных селах на Закарпатье. Но еще каких-то 100 лет назад ни один горянин или крестьянин не ходил бы без этой верхней одежды.
Гуни были теплые и защищали при любой погоде. Их носили почти круглый год и мужчины, и женщины, и дети. Их изготавливали из шерсти, иногда вымачивали в выварке ольховой коры, чтобы в них не заводились ни вши, ни блохи.
Долгое время гуня была обязательным элементом местного костюма, а в свадебных обрядах продержалась вплоть до 1950-х годов.
Мужчины носили более длинные Гуни, до колен. Женщины предпочитали короче, до пояса. Рукава делали длинные, до колен, а края обшивали яркой лентой.
В одной семье могли иметь до десятка гунь. Часто шили их сами хозяйки, собственноручно для этого ткали полотно и пряли нитки. Ткань валялась в горных потоках, шерсть отбеливалась естественным образом.
С внутренней стороны Гуни часто делали большой карман, вместо застежек на шее – завязки.
Существовали праздничные Гуни и повседневные. Праздничными считали белые, в них ходили в церковь или на свадьбу. А черные или серые - на похороны.
Белая гуня была частью свадебного обряда-невеста кое-где должна была ходить в ней неделю после праздника, даже в летнюю жару.
В некоторых районах существовал обычай "затанцовывать" свадьбы: гости бросали Гуни молодым под ноги, чтобы те танцевали на них – «чтобы счастливы были, чтобы богаты были».
Напомним, украинцам показали трейлер мощной истории "Довбуш": восстание гуцулов против поляков в Карпатах.
Как сообщал "Знай.uа", Дмитрий Комаров из "Мира наизнанку" раскрыл тайны Карпат и готов показать их всем: "Непонятное мы видели в горах".
Знай.uа писал, Назарию Яремчуку - 70: дочь Маричка трогательно вспомнила отца, сердце щемит